19 января: Какой православный праздник отмечается в России и во всем мире?

Содержание
  1. Что это за праздник?
  2. Значение имени
  3. Историческое содержание
  4. Теологическое содержание
  5. Иконография праздника
  6. Богоявление
  7. Канун Торжества Богоявления
  8. Особенности службы бдения
  9. Великие часы Богоявления и их содержание
  10. Вечерня накануне праздника
  11. Великое благословение вод
  12. Прославление святого праздника
  13. Великая Хаггизма
  14. Всенощное бдение в честь праздника
  15. Литургия в день Богоявления
  16. Крещение. Даты
  17. Тропарь на Крещение Господне, т. 1
  18. Созерцание при крещении Господнем, ст. 4
  19. Крещальная молитва
  20. Магнификат на Крещение Господне
  21. Литургические особенности
  22. Каноны и акафисты
  23. Свойства крещенской воды
  24. Купание на Богоявление.
  25. Советы врача о крещенском купании
  26. Гадание
  27. Что нельзя делать на празднике
  28. Гадание на Богоявление
  29. Поздравление с праздниками
  30. Праздники 19 января полный список
  31. Праздник девятнадцатого дня месяца Султан
  32. Turites
  33. День патологоанатома
  34. День рождения Ульяновской области в России
  35. День работника спасательной службы в Беларуси
  36. День апельсиновой феи
  37. Международная неделя безопасности на снегоходах
  38. Национальный день попкорна
  39. Национальный день консервной банки в США
  40. Национальный день ценообразования на оружие в США
  41. День отдыха после карнавала на Бонайре
  42. Тимкет, крещение в Эфиопии
  43. Хроники и исторические события 19 января:
  44. День именин 19 января
  45. Женский
  46. Мужское начало
  47. Родился 19 января
  48. Умер 19 января
  49. 19 января примета

Что это за праздник?

Праздник Крещения Господня, или Богоявления, также называют днем озарения и праздником света — от древнего обычая совершать в его канун (сочельник) крещение катехуменов, которое по сути является духовным просвещением. Событие крещения описано у всех четырех евангелистов (Мф 3:13-17; Мк 1:9-11; Лк 3:21-23; Ин 1:33-34), а также во многих рождественских стихах и тропарях. «Сегодня Творец неба и земли приходит во плоти за Иордан, просит крестить его без греха… и принимает крещение от раба Господа всех…». «По гласу вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу (т.е. Иоанна) вы пришли, Господи, в очах Господа вы приняли, прося крещения без греха….. Крещение Господа Иисуса Христа остается в самой тесной связи со всей Его работой по спасению людей; оно является решающим и полным началом этого служения.

Христос Спаситель в таинстве Крещения дает (через воду) благодать, «решающую души и тела». Крещение Господа во искупление рода человеческого имело огромное спасительное онтологическое значение. Крещение в Иордане означает для смертных прощение грехов, просвещение, возрождение человеческой природы, свет, обновление, исцеление и, как бы, новое рождение (pakibbatie).

Праздник Богоявления

«Ты — новорожденный от земли, новый Адам Творца, огнем и Духом и водою странно возрожденный и дивно обновленный…». Крещение Христа в водах Иордана было не только символом очищения, но и преобразования и обновления человеческой природы. Погрузив Себя в воды Иордана, Господь освятил «все естество вод» и всю землю. Присутствие Божественной силы в водной природе преобразует нашу тленную природу (через крещение) в нетленную. Крещение оказывает благодатное воздействие на всю двойную человеческую природу — тело и душу человека. «Духом творите души; водою освящаете образованное тело, созидая (обновляя)… имея в себе жизнь вечную». Крещение Христа Спасителя фактически было предзнаменованием и основанием таинственного и благословенного пути возрождения водой и Духом в таинстве крещения. Здесь Господь открывает Себя как основателя нового и благодатного Царства, в которое, согласно Его учению, нельзя войти без крещения (Матфея 28:19-20). «Со Мною всякий, сходящий и крестящийся, со Мною будет наслаждаться славою и воскресением». — Христос сейчас провозглашает.

Троекратное погружение (каждого верующего во Христа) в таинство крещения символизирует смерть Христа, а выход из воды — причастие к Его троекратному воскресению. Христос Спаситель «из воды (через крещение) таинственным образом Духом Святым создал… Церковь, состоящую из многих членов, сначала без членов».

В Крещении нашего Господа в Иордане людям было открыто истинное поклонение Богу, была открыта доселе неизвестная тайна Троичности Божества, тайна того, что Бог един в трех Лицах, поклонение Пресвятой Троице.

«Святая Троица, наш Бог, теперь неделимо явлена нам: Ибо Отец явным (открытым, очевидным) доказательством родства (близости) объявил, Дух Святой сошел с неба в подобии голубя, и Непорочный Сын возлег над главою Предтечи…».
Эти гимны исчерпывающе и трогательно описывают чувства Предтечи, когда он увидел Христа, идущего креститься от него. Иоанн Креститель указал своим слушателям на Иисуса как на ожидаемого Мессию для всего Израиля: «Вот Тот, Кто освобождает Израиль, Кто избавляет нас от тления». И когда Господь попросил его креститься, «Предтеча вострепетал и воскликнул громким голосом: Как светильник может светить? Как рабу протянуть руку свою к господину? Спаситель, взявший на Себя грехи всего мира, Ты один освящаешь меня и воды». «Хотя Ты и дитя Марии, — говорит Предтеча, — но Я знаю Тебя, Вечный Бог». Затем Господь говорит Иоанну:
«Пророк, иди крестить Меня, создавшего тебя, просвещающего благодатью и очищающего всех. Прикоснитесь к Моей божественной горе (голове) и не сомневайтесь. Ибо Я пришел исполнить всякую правду.

Приняв крещение от рук Иоанна, Христос исполнил «истину», то есть верность и послушание Божьим заповедям. Святой Иоанн Креститель принял Божье повеление крестить людей в знак очищения от грехов. Будучи человеком, Христос должен был «исполнить» эту заповедь и поэтому был крещен Иоанном. Таким образом, он подтвердил святость и величие поступков Иоанна и дал христианам пример на веки вечные послушания воле Божьей и смирения. Псалмопевец (Псалом 113), что Иордан перестанет течь «пред лицем Господа». «Сегодня исполнилось пророчество псалмопевца: море, как он сказал, увидело и скрылось, Иордан возвращается, от лица Господа, от лица Бога Иакова, придя от раба креститься.

«Иордан, видя Господа крестящего, расступился и перестал течь». — гласит первый стих водного освящения. «Река Иордан поворачивает назад, не смея служить тебе. Ибо я стыжусь Иисуса Навина, который не стыдился имени Творца своего. Церковь через авторов строф приглашает верующих мысленно и сердцем перейти к великому событию Богоявления, произошедшему на реке Иордан, чтобы возблагодарить за «несравненную благость» Христа, Который в «очах раба» пришел в мир, чтобы спасти род человеческий.

Церковь не забыла великого служителя Христа и участника рождественского богослужения, «Предтечу, Крестителя и Пророка, и прежде всего пророка(ов)». — Джон. В конце предрождественского пения и когда начинается пение великого события праздника, Церковь обращается к Иоанну Крестителю и просит его поднять руки в молитве к Тому, чьей святой главы он коснулся этими руками в Иордане; Церковь просит Крестителя прийти и присутствовать с нами, стоять с нами, «запечатлевая пение и возвещая торжество».

Значение имени

Праздник Богоявления тесно связан с событием в земной жизни Иисуса Христа, описанным евангелистами — крещением в реке Иордан пророком Иоанном Крестителем. Второе название праздника — Богоявление. Это имя напоминает о чуде, которое произошло при крещении Христа: Святой Дух в виде голубя сошел с неба, и голос с небес назвал Иисуса сыном.

Этот день также часто называют «днем озарения», «праздником огней» или «святым светом». — в связи с тем, что таинство крещения очищает человека от греха и просвещает его светом Христа.

Историческое содержание

Установление празднования Рождества Христова относится к первым векам христианства. В Восточной и Западной церквях праздник Рождества Христова отмечается 6 января, известен как Богоявление и первоначально относился к Крещению Спасителя.

Главной и первоначальной целью установления праздника было воспоминание и прославление события явления Сына Божьего во плоти. Но была и другая причина и цель установления праздника. Раньше, чем в Православной Церкви, праздник Крещения Господня был введен еретиками-гностиками (эвионитами, докетами, василидианами), поскольку они приписывали крещению наибольшее значение в жизни Спасителя. Так, эвиониты учили, что Иисус был сыном Иосифа и Пресвятой Девы Марии и что Христос соединился с ними в крещении; докетизм признавал в Христе человеческую природу, только духовную; Наконец, василидиане не признавали воплощения и учили, что «Бог послал свой Разум, первое излияние Божества, и он, как голубь на Иордане, сошел на Иисуса, который до этого был простым человеком, не имеющим греха» (Климент Александрийский). Но ничто так не вводило христиан в ересь, и особенно в гностицизм, как гностический культ, полный гармоничных и прекрасных песен. Необходимо было противопоставить гностическому празднику свой собственный праздник.

Поэтому православная церковь установила торжественный праздник Крещения Господня и назвала его Богоявлением, подразумевая, что в этот день Христос не стал Богом, а лишь явил Себя как Бог, проявился как Один из Троицы, Сын Божий во плоти. Чтобы опровергнуть ложные домыслы гностиков о крещении Христа, Церковь стала связывать празднование крещения с праздником Рождества Христова. Таким образом, в четвертом веке на всем Востоке Крещение и Рождество праздновались в один день, 6 января, под общим названием Богоявление. Главной причиной празднования Рождества Христова 6 января (как и Крещения) было не историческое совпадение с датой рождения Господа Иисуса Христа, о которой в древности точно не знали, а таинственная связь между первым и вторым Адамом, между виновником греха и смерти и Начальником жизни и спасения. Второй Адам, Христос, согласно сакраментальному созерцанию древней Церкви, родился и умер в тот же день, в который был создан и умер первый Адам — шестой, что соответствовало 6 января, первому месяцу года.

Праздник Рождества был впервые отделен от праздника Богоявления в Римской церкви в первой половине IV века (при папе Юлии). Перенеся праздник на 25 декабря, церковь таким образом хотела уравновесить языческое поклонение солнцу и защитить верующих от его участия. Перенося праздник на 25 декабря и отмечая его, Церковь хотела противостоять языческим суевериям и тем самым обратить сердца людей к познанию истинного Бога. Известно, что 25 декабря римляне отмечали языческий праздник в честь зимнего солнцестояния, то есть день проявления непобедимого солнца, которое не могла победить зима и которое отныне будет восходить весной. Этот праздник обновляющегося «бога солнца» был днем безудержного веселья для народа, днем развлечений для рабов и детей и т.д. Таким образом, сам день был более чем подходящим для празднования события Рождества Иисуса Христа, который в Новом Завете назван Солнцем Правды, Светом Мира, Спасителем людей, Победителем смерти.

Празднование Рождества 25 декабря в Восточной церкви было введено позже, чем в Западной, а именно во второй половине IV века. Раздельное празднование Рождества Христова и Крещения было впервые введено в Константинопольской Церкви около 377 года императором Аркадием, в соответствии с традицией Римской Церкви и благодаря энергии и силе красноречия святого Иоанна Златоуста. Из Константинополя обычай праздновать Рождество 25 декабря распространился по всему православному Востоку.

Установление праздника Рождества Христова 25 декабря имело и другую причину. По мнению отцов Церкви III и IV веков (св. Ипполит, Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст, св. Кирилл Александрийский, блаженный Августин), 25 декабря исторически соответствует прежде всего дню рождения Господа Иисуса Христа.

Из стихов и тропарей, посвященных Рождеству Христову, самыми древними, по-видимому, являются первая строфа «Господи, воззвах», Кондак и Икос. Кондак и икос были составлены в 6 веке святым Романом Мелодистом. Он написал 24 иконы, из которых только первые две сохранились в современном употреблении. Тропарь и светильники этого праздника также очень древние.

Уже в 7-8 веке в Миньясе были известны целые службы Рождества Христова. В 10 веке уже существовали службы Преждеосвященных и Восстановительных праздников. В 11-12 веках службы в честь Рождества Христова на Востоке принимают ту же форму, что и современная служба в ее переменных частях.

Составители современной службы Рождества Христова — это прежде всего гимнописцы VI — IX веков: св. Роман Мелодист (кондак и икос), св. Андрей Критский (хвалебные стихи), св. Герман, патриарх Константинопольский (несколько стихов в «Господи, воззвах» и стихи в ектении), св. Иоанн Дамаскин (много стихов в вечерне, канон), св. Козимо Маиумский (канон) и др.

Теологическое содержание

1) В этот день Бог явил Себя миру в Троице Лиц.

2. Христос крестился в Иордане:

  • Установление таинства крещения;
  • Он подал пример для будущего совершения таинства крещения в Церкви;
  • «освятил естество вод»; Он благословил воду как средство смывания первородного греха в таинстве крещения и освящения людей. С тех пор вода, освященная священниками, стала средством освящения людей.

Иконография праздника

Фигуры Господа Иисуса Христа и Иоанна Крестителя всегда являются визуальным и смысловым центром композиции. 

Господь изображен в водах реки Иордан. Довольно часто Его изображают продвигающимся вперед. Такое иконографическое решение подчеркивает, что, хотя Иоанн совершает крещение, на первом месте стоит не Иоанн, а Иисус Христос (Мф. 3:14-15). На это указывает и благословляющий жест Спасителя. Учитывая, что икона не только воспроизводит в линиях и красках конкретное историческое событие, но и служит эффективным средством побуждения верующих к молитвенному общению с изображенным на ней Мессией, этот жест может восприниматься верующими как благословение за их добрые дела. Наготу фигуры Христа (как правило, он изображается в набедренной повязке) можно трактовать буквально, но с другой стороны, она напоминает нам о наготе первобытных людей, когда они жили в раю, чистые и безгрешные (Быт 2:25). В этом чтении Христос рассматривается как Новый Адам (1 Кор 15:47). 

Справа от Христа (слева, если смотреть со стороны верующего) — на берегу Иордана — находится фигура Предтечи Господня. Одна из его рук возложена на голову Спасителя — знак того, что он совершает крещение. Другая рука может держать крест как символ страданий и смерти Христа на кресте и в то же время как знак Его победы над дьяволом, адом и смертью. Это раскрывает смысловую связь между крещением и последующими страданиями и смертью Спасителя (вспомним, что Иоанн указывал на Христа как на (жертвенного) Агнца (Ин. 1:36)). В других вариантах изображения другая рука Иоанна обращена к небу, подчеркивая его духовные, благодатные отношения с Богом, его послушание Богу. Как правило, Иоанн Креститель изображается стоящим над Христом, что можно истолковать буквально так: он стоит на берегу, а Спаситель — в водах реки. Ярко выраженный наклон фигуры Иоанна подчеркивает, что он духовно не «выше» Христа: Христос — Сын Божий, а он — слуга Божий.

 Часто светящиеся ангелы изображаются на противоположной стороне от Иоанна. Внешне они напоминают тех, кто принимает таинство крещения в Церкви (обратите внимание, что Крещение Господне в некотором смысле является образцом для проведения таинства крещения).

 В верхней части иконы находится луч, исходящий из небесной сферы, который достигает маленькой сферы, внутри которой находится голубь — символ Святого Духа — и затем разделяется на три луча. Один луч указывает на Единого Бога, единство Божественного действия, а три луча представляют три Божественные Ипостаси.

 Береговая линия Иордана обычно изображается таким образом, что река напоминает пролом в поверхности земли. Это можно рассматривать как ссылку на скорое (по отношению к моменту крещения) сошествие Христа в ад. Эта идея еще более четко отображена в священных изображениях, где воды окрашены в темные цвета (на некоторых иконах под ногами Христа есть изображение, напоминающее перекрещенные врата ада, встречающиеся в иконах Воскресения).

 Две аллегорические фигуры часто помещаются возле ног Мессии. Один из них представляет Иордан, а другой — Красное море. Это связано с тем, что чудесный переход еврейского народа через Красное море, как и чудесный переход евреев через Иордан, символизировал таинство крещения. Этот символ соответствует библейскому стиху: «Море увидело и скрылось; Иордан обратился вспять» (Пс 113:3).

 Композиция может быть дополнена личными деталями, например, изображением Христа рядом, в воде, рыб и/или людей.

Богоявление

Праздник Богоявления всегда был одним из великих праздников, отмечаемых дважды в год. В Деяниях апостолов (кан. 5, гл. 12) есть повеление: «Этот день, в который Господь открыл нам Божество, пусть будет у вас в великом почтении». Этот праздник в Православной Церкви отмечается так же пышно, как и праздник Рождества Христова. Эти два праздника в сочетании с праздником Рождества Христова (с 25 декабря по 6 января) образуют одно торжество. Почти сразу после наступления Рождества Христова (2 января) Церковь начинает готовить нас к величественному торжеству Богоявления, которое будет отмечаться особыми темами и тропарями на вечерне, плачами и канонами на лаудах, а песнопения Богоявления будут исполняться с 1 января: Песнопения из Богоявленских канонов исполняются на Лаудах в праздник Благовещения: «Глубины открыли дно…» и «Он поет бурю морскую…». В предъюбилейных строфах Церковь призывает верующих к священным воспоминаниям, которые ведут от Вифлеема к Иордану и событиям крещения:
«Пойдем из Вифлеема к Иордану, ибо там Свет уже начал светить находящимся во тьме». Суббота и воскресенье перед Богоявлением называется субботой, а неделя перед Богоявлением (или Просвещением) — субботой.

Канун Торжества Богоявления

День 5 января называется Богоявленским бдением или Рождественским сочельником. Богослужения Рождественского сочельника и сам праздник во многом схожи с богослужениями Рождественского сочельника и праздником Рождества Христова.

В Рождественский сочельник, 5 января (как и в Рождество), Церковь предписывает строгий пост: один прием пищи после освящения воды. Если сочельник выпадает на субботу и воскресенье, пост ослабляется, и вместо одного раза можно есть дважды — после литургии и после освящения воды. Если чтение Великих часов с субботней или воскресной вечерни переносится на пятницу, то в эту пятницу пост не постится.

Особенности службы бдения

Во все будние дни (кроме субботы и воскресенья) служба в Крещенский сочельник состоит из Великих часов, Божественной литургии и вечерни с литургией святого Василия Великого; после литургии (после совковой молитвы) освящается вода. Если сочельник выпадает на субботу или воскресенье, то Великие часы совершаются в пятницу, а литургия в эту пятницу не совершается; литургия Василия Великого переносится на день праздника. В канун Рождества в это же время совершается Литургия святого Иоанна Златоуста, за которой следует вечерня и освящение воды.

Великие часы Богоявления и их содержание

В тропарях говорится о разделении вод Иордана Елисеем и пророком Илией как о прообразе истинного крещения Христа в Иордане, посредством которого была освящена природа воды и во время которого Иордан прекратил свое естественное течение. Последний тропарь описывает ужас святого Иоанна Крестителя, когда Господь пришел к нему креститься. В парусии первого часа Церковь словами пророка Исайи возвещает о духовном обновлении верующих в Господа Иисуса Христа (Ис. 25).

Апостол и Евангелие возвещают о Крестителе и Предтече Господнем, которые свидетельствуют о вечном и божественном величии Христа (Деян. 13:25-32; Мф. 3:1-11). В Псалмах 28 и 41, в третьем часе, пророк описывает силу и власть Крестителя над водами и всеми стихиями мира: «Глас Господа над водами: Бог славы воскрес; Господь над водами многими. Глас Господень в силе; глас Господень в великолепии…». Эти псалмы сопровождаются обычным 50-м псалмом. Тропари этого часа изображают опыт Иоанна Крестителя — трепет и страх Крещения Господня — и раскрытие в этом великом событии тайны Святой Троицы. В пергаментах мы слышим голос пророка Исайи, возвещающий о духовном возрождении через Крещение и призывающий нас принять это таинство: «Омойтесь, и будете чисты» (Ис 1:16-20).

Апостол говорит о разнице между крещением Иоанна и крещением во имя Господа Иисуса (Деяния 19:1-8), а Евангелие говорит о Предтече, который готовил путь Господу (Марка 1:1-3). В шестом часе, в Псалмах 73 и 76, царь Давид пророчески открывает божественное величие и всемогущество Того, Кто пришел креститься как раб: «Кто есть Бог великий, кроме Бога нашего? Ты — Бог, творящий чудеса. Воды увидели Тебя, Боже, и убоялись, и глубины сокрушились.

Также включен обычный 90-й псалом часа. Эти гимны содержат ответ Крестителя на недоумение по поводу смирения Христа и указывают на исполнение пророчества псалмопевца о том, что река Иордан перестанет течь, когда Господь войдет в нее для крещения. Притча рассказывает о том, как пророк Исаия созерцает благодать спасения в воде крещения и увещевает верующих наслаждаться ею: «С радостью черпайте воду из источника страха» (Исаия 12).

Апостол призывает тех, кто крестился во Христа Иисуса, ходить в новой жизни (Римлянам 6:3-12). Евангелие повествует об откровении Троицы во время крещения Спасителя, Его сорокадневном странствии по пустыне и начале проповеди Евангелия (Марка 1:9-15). В девятом часе, в псалмах 92 и 113, пророк провозглашает царственное величие и всемогущество крещения Господа. Третий псалом этого часа — обычный псалом Пс 85. Словами о парусии пророк Исаия показывает невыразимое милосердие Бога к людям и Его благодатную помощь им, явленную в крещении (Ис 49:8-15). Апостол возвещает о проявлении Божьей благодати, «спасении всех людей» и обильном излиянии Святого Духа на верующих (Тит. 2:11-14; 3:4-7). Евангелие рассказывает нам о крещении Спасителя и празднике Богоявления (Мф 3:13-17).

Вечерня накануне праздника

Вечерня в канун праздника Богоявления похожа на вечерню в канун Рождества: вход с Евангелием, чтения из Ветхого Завета, Апостолов, Евангелий и другие, но в канун праздника Богоявления чтений не 8, а 13.
После первых трех чтений тропаря и стихов пророчества певцы поют припев «Подними сидящих во тьме, человеколюбие, слава Тебе». После 6-го пародируется припев тропаря и стихиры: «Везде свет Твой сияет, а сидящим во тьме слава Тебе».
Если накануне Богоявления вечерня совмещается с литургией в честь Василия Великого (в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу), то после чтения ектении следует краткая ектения с воззванием: «Как свят Ты, Боже наш…», затем Трисвятое и остальная часть литургии. Во время Вечерни, совершаемой отдельно после Литургии (по субботам и воскресеньям), поется Малая ектения и возглас: за словами «Как свят ты…» следует прокимен: «Как свят ты…». за ним следует прокимен «Господь свет мой…», апостол (Кор., гл. 143) и Евангелие (Лк., гл. 9).
Затем звучит литания «Резими…». и прочее.

Великое благословение вод

В память об этом событии в Иордании Церковь обновляет праздник особым обрядом Великого освящения вод. Накануне праздника после литургии Василия Великого (если она совершается) освящается большая вода. Если вечерня совершается отдельно, без присоединения к литургии, вода освящается в конце вечерни, после возгласа: «Узрите орбиту…». Священник через главные ворота с пением тропаря «Глас Господень на водах…» подходит к сосудам, наполненным водой, несет на голове Святой Крест и начинает освящение воды.

Освящение воды также происходит во время церемонии после литургии (также после литургии).

С древних времен Православная Церковь совершает Великое освящение воды накануне праздника и в сам праздник, и благодать освящения в эти два дня всегда одна и та же. Накануне бдения совершалось освящение воды в воспоминание Крещения Господня, освятившего сущность воды, а также крещения катехуменов, которое в древности праздновалось накануне Богоявления (Апост. пост. 5, гл. 13; историки: Феодорит, Никифор Каллист). В праздник Богоявления освящается вода в память о крещении Спасителя. Освящение воды в сам праздник зародилось в Иерусалимской церкви и в 4-5 веке праздновалось только там, где существовал обычай ходить на реку Иордан для освящения воды в память о крещении Спасителя. Поэтому в Русской православной церкви в Рождественский сочельник в православных храмах освящают воду, а в день праздника это обычно делают в реках, родниках и колодцах (так называемое «хождение по Иордану»), поскольку Христос крестился вне православной церкви.

Великое освящение воды возникло в первые дни христианства по примеру Самого Господа, Который освятил воды, погрузившись в них, и учредил таинство крещения, в котором вода освящалась с древних времен. Таинство освящения водой приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого обряда были написаны святым Проклом, архиепископом Константинопольским. Окончательное составление обряда приписывается святому Софронию, патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в этот праздник упоминают учитель Церкви Тертуллиан и святой Киприан Карфагенский. В Деяниях апостолов также есть упоминания о молитвах во время освящения воды. Так, в ст. 8 сказано: «Священник должен воззвать к Господу и сказать: Освятите воду сию и дайте ей благодать и силу».

Василий Великий пишет: «Согласно какому Писанию мы благословляем воду крещения? — Из апостольского предания, по преемству в таинствах» (Правило 91).

Во второй половине X века патриарх Антиохийский Петр Фулон ввел обычай освящать воду не в полночь, а накануне Богоявления. В Русской Церкви Московский Собор 1967 года постановил совершать двойное освящение воды накануне праздника и в праздник Богоявления и осудил патриарха Никона, который запрещал двойное освящение. Последовательность Великого освящения воды в канун Рождества, а также в сам праздник, такая же, а в некоторых местах похожа на последовательность Малого освящения воды. Он состоит из воспоминания пророчеств, связанных с Богоявлением (паримии) и с самим событием (Апостол и Евангелие) и его значением (литургии и молитвы), призывания Божьего благословения на воду и троекратного погружения Святого Креста.

На практике обряд освящения воды проводится следующим образом. После тихой молитвы (в конце литургии) или литании «Вечернюю молитву» (в конце вечерни) настоятель облачается в полное литургическое облачение (как во время литургии), а остальные священники только в епитрахиль, облачение и настоятель несет Истинный Крест с непокрытой главой (Крест обычно ставится на открытом воздухе). На месте освящения Крест ставится на стол, на котором стоит чаша с водой и три свечи. Во время пения тропаря настоятель и диакон воскуряют воду, приготовленную для освящения (три раза вокруг стола), а если вода освящается в святилище, то воскуряют также алтарь, духовенство, певчие и народ.

По окончании пения тропарей диакон возглашает: «Премудрость» и три Парамента (из Книги пророка Исайи), в которых изображены благодатные плоды пришествия Господа на землю и духовная радость всех, кто обращается к Господу и наслаждается животворными источниками спасения. Затем поется прокимен «Господь просвещение мое…», читаются Апостол и Евангельские чтения. Апостольское чтение (Кор., гл. 143) относится к лицам и событиям, которые прообразовали Христа Спасителя в Ветхом Завете во время паломничества евреев в пустыне (таинственное крещение евреев в Моисея посреди облака и моря, их духовная пища в пустыне и питье из духовной Скалы, которая была Христом). В Евангелии (Марк 2) рассказывается о крещении Господа.

После чтения Писания диакон произносит Великую ектению с особыми молитвами. К ним относятся молитвы об освящении воды силой и действием Пресвятой Троицы, о том, чтобы вода была наделена благословением Иордана и получила благодать исцелять душевные и телесные болезни, отгонять всякое нашествие видимых и невидимых врагов, об освящении домов и о всевозможных благах.

Во время ектении настоятель тайно читает молитву об очищении и освящении себя: «Господь Иисус Христос…» (без восклицания). В конце ектении священник (настоятель) читает вслух молитву освящения: «Велик Господь и удивительны дела Твои…». (три раза) и т.д. (три раза) и так далее. В этой молитве Церковь умоляет Господа прийти и освятить воду, чтобы она получила благодать освобождения, благословение Иордана, чтобы она стала источником развращения, исцеления болезней, очищения душ и тел, освящения домов и «на всякую добрую цель». В середине молитвы священник трижды возглашает: «Каждый раз он благословляет воду рукой, но не окунает в нее пальцы, как это делается в таинстве крещения. По окончании молитвы настоятель сразу же освящает воду Крестом праведного, держа его в обеих руках и погружая три раза подряд (опуская и поднимая), и при каждом погружении Креста поет тропарь (три раза) вместе с духовенством: «В Иордане крещу тебя, Господи…».

Затем, после того как священник несколько раз пропоет тропарь, настоятель с Крестом в левой руке кропит Крест во всех направлениях, а также окропляет церковь святой водой.

Прославление святого праздника

Во время вечерни, после окончания вечерни или литургии на середину церкви ставится подсвечник (не трибуна с иконой), перед которым духовенство и певчие поют тропарь и (на «Слава, ныне и присно») Священный кондак. Свеча здесь означает свет учения Христа, божественное озарение, данное в праздник Богоявления.

Затем молящихся несут к кресту, и священник окропляет каждого человека святой водой.

Великая Хаггизма

В православной церкви святая вода на Богоявление называется Великим агиасмом — Великим святым святилищем. Христиане с древнейших времен с большим благоговением относились к святой воде. В литании Великого освящения воды Церковь молится:
«Чтобы освятить эти воды и даровать им благодать избавления (спасения), благословение Иордана, силой и действием и вдохновением Святого Духа (…)». «Чтобы вода сия была тем даром освящения, для исцеления души и тела черпающих и принимающих ее, для освящения домов…, и для всякой благой (могущественной) цели…»

В этих прошениях и в молитве священника об освящении воды Церковь свидетельствует о многообразном действии Божественной благодати, даруемой всем, кто с верой «черпает и причащается» из этой Святой Инстанции.

Святость воды также очевидна для всех, поскольку она долгое время остается свежей и незапятнанной. Иоанн Златоуст еще в четвертом веке говорил об этом в своей 37-й лекции о Богоявлении: «Христос крестил и освятил сущность воды, поэтому в праздник Богоявления все берут воду в полночь, приносят ее домой и хранят весь год. Поэтому в праздник Богоявления все люди в полночь берут воду, приносят ее домой и хранят весь год. И таким образом вода не портится с течением времени, она остается свежей и нетронутой в течение двух-трех лет, и по истечении этого времени она не уступает воде, только что набранной из источника».

В Русской православной церкви и в народе сложилось такое отношение к Крещенской воде, что ее принимают только натощак, как великую Святыню, т.е. как антидор, просфору и т.д.

Церковь использует эту святую воду для окропления церквей и домов, для возлияний с целью изгнания злых духов, как целебное средство, а также для того, чтобы ее пили те, кто не может принять Святое Причастие. В праздник Богоявления духовенство посещало дома своих прихожан и окропляло их и их жилища этой водой с крестом, чтобы распространить благословение и освящение, начиная с храма Божьего, на всех членов Церкви Христовой.

В знак особого почитания Богоявленской воды как драгоценной великой Святыни в сочельник соблюдается строгий пост, когда перед Богоявленской водой либо не едят, либо разрешается лишь небольшое количество пищи. Однако, с должным благоговением, с крестным знамением и с молитвой, святую воду можно пить без колебаний, и тем, кто уже что-то съел и в чем нуждается. Церковь в своем Литургическом наставлении (см. 6 января) дает четкое и окончательное указание и объяснение по этому вопросу: те, кто отлучает себя от святой воды, чтобы преждевременно употребить пищу, «поступают неправильно». «Нечистота в нас не из-за еды, а из-за наших грязных дел; выпьем эту святую воду без сомнения, чтобы очиститься от них».

Всенощное бдение в честь праздника

Всенощное бдение праздника Богоявления (как и праздника Рождества Христова), независимо от того, в какой день недели оно совершается, начинается с Великого вечернего бдения, поскольку Великая вечерня в этот день совершается первой. Обряд Великой Вечери такой же, как и в день Рождества: Великая вечеря заканчивается Литургией, за которой следуют Отречения. Тропарь «Тому, кто принимает крещение в Иордане, явилась честь Святой Троицы, Господи: голос Родителя свидетельствует Тебе, что Ты назвал Своего возлюбленного Сына, а Святой Дух в виде голубя свидетельствует слова подтверждения. Се, Христос Бог, и просвети мир, слава Тебе! Кондак: «Ныне явился Ты миру, и свет Твой, Господи, на нас, в умах воспевающих Тебя; Ты пришел и явился, Свет недоступный».

Во время Лавды, после полиелея — Величание:
«Мы поклоняемся Тебе, Господи Христе, ныне крестившийся телом Иоанна в водах Иордана ради нас».

Есть два канона: святого Козимо Маиумского — «Глубины раскрылись…». и св. Иоанн Дамаскин — «Он ступает по бурному морю…». В 9-м гимне «Преподобный» не поется. Диакон с ковшом поет первый припев перед местной иконой Божьей Матери: «Поклонись, душа моя, Первосвященнице, Пречистой Богородице».

Хор поет ирмос: «Всякий язык не может хвалить по сокровищу своему, но ум и смирение поют Тебе, Богородице, приими веру, яко любовь веси Божественную нашу; яко Ты еси Заступница христиан, Тебе поклоняемся». (Перевод на русский язык: «Никакой язык (человеческий) не может достойно прославить Тебя, и даже ум высокоумных (ангелов) недоумевает, как воспеть Тебя, Матерь Божия: но Ты, яко благая, приими веру и познай Божественную любовь нашу: ибо Ты Заступница христиан, Тебя славим»).

Этот ирмос с вышеупомянутым первым припевом 9-го гимна составляет основу литургии (до праздника включительно).
Остальные тропари первого и второго канонов 9-го гимна поются рефренами.

Литургия в день Богоявления

Литургия святого Иоанна Златоуста, когда праздник Богоявления приходится на вторник, среду, четверг, пятницу и субботу. Литургия святого Василия Великого в день праздника совершается, когда праздник выпадает на воскресенье или понедельник (литургия святого Иоанна Златоуста раньше совершалась в субботу или воскресенье, накануне этих дней).

Во время литургии: антифоны праздника. Вход: «Благословен грядущий во имя Господне, благословен грядущий из дома Господня, Господь Бог, явившийся нам». Вместо «Трисагиона»: «Если вы крестились во Христа…» — напомнить новокрещенным, то есть тем, кто в древности крестился накануне праздника, что они «облеклись во Христа».

Крещение. Даты

Крещение в 2023 году. — 19 января

Крещение в 2024 году — 19 января

Торжество Богоявления в 2025 году — 19 января

Тропарь на Крещение Господне, т. 1

Господи Иисусе Христе, за Него крестившийся в Иордане, / сила троекратного обожения — Твоя; ибо глас Бога Родителя свидетельствует о Тебе, / Сын, Которого Ты любишь, есть имя Божие, / и Дух в виде голубя, / свидетельствующий о слове установления, / Христос Бог явился, / и просвещает мир; благодарю Тебя.

Перевод: При Твоем крещении в Иордане, Господи, была явлена честь Троицы: голос Родителя свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, а Святой Дух в виде голубя подтвердил Его слово о неизменности. Христос Бог, Ты явил Себя и просветил мир, слава Тебе!

Созерцание при крещении Господнем, ст. 4

Господи, Ты пришел, и свет Твой над нами; он в умах тех, кто воспевает Тебя; Ты пришел и явился; свет без испытания.

Перевод: Ты явился в этот день вселенной, и свет Твой, Господи, запечатлен на нас, в полноте знания поющих: «Ты пришел, ты явился, свет неприступный!».

Крещальная молитва

Господь Иисус Христос, Сын Божий, Единородный, рожденный от Отца прежде всех веков, Свет от Света, просветитель всего сущего, и в последние годы наших дней воплотившийся от Пресвятой Девы Марии, Ты пришел в этот мир для нашего спасения. По этой причине Ты не стал мучиться от дьявола и в благословенный день Твоего возвращения к Богу перешел через Иордан к грешникам и мытарям, чтобы креститься от рук Иоанна, который был без греха, В водах Иордана Ты принял грехи всего мира, как Агнец Божий, чтобы понести их и искупить Своим крещением на кресте, Своей Пречистой Кровью. По этой причине, когда ты был погружен в воду, небеса были открыты для тебя твоим собратом Адамом, и Святой Дух сошел на тебя в виде голубя, принеся свет и божественное озарение нашей природе, Поэтому ты исполнил его волю и понес грехи людей, и приготовился к закланию, по слову твоему: «Так в этот день света ты положил основание для нашего искупления от нечестия прародителей наших. Поэтому все силы небесные радуются и вся тварь ликует, видя свое избавление от работы тления, говоря: «Пришел свет, явилась благодать, пришло искупление, мир просветился, и радость людей возвеличилась». Да возрадуются ныне небо и земля, да возрадуется весь мир, да прольются реки, да возрадуются источники и озера, сухие земли и моря, ибо их природа освящена сегодня Крещением Господним. Пусть сегодня радуются и собрания людей, ибо их естества уже вернулись к своей первой славе, и все поют от радости: «Вот век Божий. Придите мысленно к Иордану, и вот видение великое: Христос идет креститься. Господь Иисус идет к Иордану. Христос погребает наши грехи в воде. Христос приходит искать украденных и потерянных овец, чтобы найти их и привести на небо.
В память об этой Божественной тайне мы искренне молим Тебя, Господь Бог, Господь рода человеческого: Даруй, чтобы мы, жаждущие Твоего голоса, пришли к Тебе, источнику сладкой воды, чтобы мы приняли воду Твоей благодати и прощение грехов и отвратились от нечестия и мирской жадности; Будем жить в нынешнем веке непорочно и вечно, праведно и благочестиво, ожидая блаженного упования и откровения славы Твоей, великий Боже и Спаситель наш, чтобы спастись не по делам нашим, но по милости Твоей и через возрождение в силе Святого Духа, в этом обильном излиянии Духа Твоего, чтобы мы оправдались Его благодатью и стали наследниками вечной жизни в Твоем Царстве, Даруй, чтобы ныне и всегда, со всеми святыми, мы прославляли Твое святое имя вместе с Отцом Твоим, не имеющим основания, и с Твоим святым и дающим силы Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Магнификат на Крещение Господне

Слава Тебе, Господь Иисус Христос, за нас, которые по плоти крестились от Иоанна в водах Иордана.

Развернуть страницу

Литургические особенности

В связи с этим праздником совершается бдение (согласно Минуте от 6/19 января), а воскресная служба Октоиха отменяется.

Всенощное бдение состоит из великого бдения с литургией, Лавды и первого часа. В Лаудс звучат два праздничных канона. «Преподобнейшая Херувимская» не поется. Дьякон с ковшом поет перед образом Богоматери: «Прославляй, душа моя, преподобнейшую из всех воинств небесных, Деву Пречистую Богородицу».

Литургия св. Иоанна Златоуста, если праздник выпадает на вторник, среду, четверг, пятницу и субботу. Литургия святого Василия Великого совершается в воскресенье или понедельник. Во время литургии поются праздничные антифоны. Вместо Трисвятого поется «Если вы креститесь во Христа…»; вместо «Достойно есть» — «Величание, душа моя, почтеннейшая из всех воинств высот….». Никакой язык не в силах постичь…».

После молитвы молчания, по обычаю, совершается великое освящение воды (как на Всенощном бдении). Благодать освящения воды одинакова как в канун Рождества, так и в Богоявление. Последовательность Великого освящения воды, как на бдении, так и на празднике, одинакова.

По традиции, в конце литургии в середине церкви перед иконой праздника священнослужители, выходя из алтаря, поют тропарь праздника: «Слава, а теперь святая свеча и — согласно традиции — возлияние». Во время целования креста все окропляются святой водой.

Каноны и акафисты

Канон на Крещение Господне
Акафист Богоявлению
Канон на Крещение Господне (2.).

Свойства крещенской воды

Православная церковь называет крещенскую воду великой Агиахмой (Святой водой). Хагиахма способна оставаться свежей и не портиться в течение всего года. Прихожане освящают воду в церквях во время богослужений. Если кто-то не может ходить в церковь или его место жительства находится далеко от церкви, он может приготовить воду из любого природного водоема в качестве крещенской воды. Считается, что в этот день любая вода обладает чудодейственными свойствами.

В некоторых регионах священники посещают дома своих прихожан и окропляют их водой из великой Святой Софии. Это помогает очистить дом от злых духов. Крещенская вода может исцелять от болезней. Священнослужители советуют принимать ложку этой воды с кусочком потира утром перед постом. В деревнях в праздник Богоявления люди поливают этой водой свой скот. Это помогает им пережить крещенские морозы, хорошо расти и не болеть.

Купание на Богоявление.

Одна из самых популярных рождественских традиций — купание на Крещение. Однако эта традиция не зафиксирована в Уставе Церкви. Ныряние в прорубь в этот праздник придумали простые люди, а не богословы. На протяжении 30 лет он является самым популярным ритуалом среди россиян. В Москве и Московской области более 200 000 человек принимают участие в ежегодном ночном купании с 18 на 19 января, и многие из них стараются искупаться ровно в полночь. Однако неважно, дневное или ночное купание, или в какое время люди купаются в Крещенский ход. В конце концов, дата празднования весьма условна в глобальной, многовековой перспективе.

Девочка во время крещенского купания в Медвежьем озере в пригороде НовосибирскаДевушка во время Крещенского купания в озере Медвежье в пригороде Новосибирска - РИА Новости, 1920, 14.01.2021
Девушка во время Крещенского купания в Медвежьем озере в пригороде Новосибирска

Одной из причин его популярности является широко распространенное убеждение, что погружение в купель смывает все грехи. В действительности это не так: «Грех уничтожается покаянием. По словам протоиерея Максима Козлова, председателя Комиссии по образованию Русской Православной Церкви, прощены будут только те, кто раскаивается в своих грехах, во-первых, идя на исповедь, а во-вторых, делая все возможное, чтобы перестать грешить». В 2021 году в связи с пандемией коронавируса не во всех регионах будут существовать купальские традиции в день Крещения. Например, жители Магнитогорска (Челябинская область) смогут принять ванну только после предъявления QR-кода. В некоторых регионах церемония вообще будет отменена. В Красноярске, где ежедневно регистрируются сотни случаев заболевания ЦОВИД-19, крещения не будет. По этой же причине не смогут искупаться жители Улан-Удэ и Ханты-Мансийска, Томской области, Камчатки и Республики Тува. Второй год закрыты места для купания в иордани в Перми и Оренбурге. Региональные и муниципальные власти настаивают на соблюдении священнослужителями предписанных правил безопасности, поэтому, например, в Калининградской и Братской епархиях церемонии были прекращены досрочно. В ряде регионов — Ленинградской и Тульской областях, Забайкальском крае, Республике Татарстан — наоборот, власти не будут запрашивать QR-коды или отменять традиционные обряды. То же самое было сделано в крупных городах: Москва, Новосибирск, Тюмень, Ростов.

Советы врача о крещенском купании

С медицинской точки зрения, крещенское купание — это шоковая терапия. Она полезна только для здоровых, закаленных и подготовленных людей. В случае многих заболеваний лучше отказаться от народных традиций», — говорит Светлана Савченко, главный врач компании LabQuest.


Прорубь с препятствиями: как пройдет крещенское купание «Омой грехи свои» в ледяной воде, это удастся не каждому.

— Прежде всего, крещенское купание категорически запрещено людям, страдающим туберкулезом, хроническими заболеваниями почек, гипертонией, аритмией, диабетом и эпилепсией. Для них зимнее купание может привести к серьезным осложнениям». — подчеркнула она.

Кроме того, крещенское купание противопоказано людям, перенесшим за последние шесть месяцев тяжелую коронавирусную инфекцию. Он также не рекомендуется людям, страдающим заболеваниями дыхательных путей: бронхиальной астмой, бронхитом, синуситом.

— Несомненно, обливания холодной водой и холодные тренировки полезны для организма как своего рода закаливание. Однако это необходимо делать постоянно, так как только в этом случае организм укрепляет иммунную систему. Даже людям с полным здоровьем, не имеющим противопоказаний к этой процедуре, включая результаты лабораторной диагностики, следует подготовить свой организм к ледолазанию как минимум за неделю, чтобы избежать возможных побочных эффектов», — делится Савченко.

Окунание в прорубь и алкоголь категорически несовместимы, добавил врач. Пожилым людям, маленьким детям и беременным женщинам также не рекомендуется следовать этой традиции.

После купания следует переодеться в несколько слоев свободной, теплой одежды и выпить чай с медом.

Доктор медицинских наук, главный врач «Инвитро-Москва» Сергей Чомяков, в свою очередь, рекомендовал готовиться к зимнему плаванию за несколько месяцев до Крещения.

— Начать следует с обливания себя сначала прохладной, а затем холодной водой в душе, купания в водоемах с низкой температурой, коротких прогулок в холодные дни с минимальным количеством одежды. Пловцы приспособлены к низким температурам, и купание в ледяной воде для них не страшно». — сказал он.

18 января Николай Малышев, врач-инфекционист, также заявил, что нельзя купаться в проруби, если человек страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями или имеет обострение хронических болезней.

По словам Евгения Тишковца, руководителя метеорологического центра «Фобос», на Крещение, 19 января, в Москве будет мороз, но не экстремальный — до минус 12 ночью.

Гадание

Еще одна народная традиция — гадание на Крещение. В старину его обычно совершали в канун Богоявления. Ночь с 18 на 19 января была последним днем рождественских каникул.

Девушки во время гадания в канун Рождества в казачьей деревне Черноречье, Челябинская областьДевушки во время купания в праздник Крещения в казачьей станице Черноречье Челябинской области - РИА Новости, 1920, 14.01.2021
Девушки во время гадания в канун Рождества в казачьей станице Черноречье Челябинской области.

Рождественский сочельник начинается вечером 6 января, и гадание, по народным поверьям, является его непременным элементом. Самым популярным был приворот на жениха. Молодые девушки устанавливают два зеркала, одно напротив другого. Согласно старым поверьям, в этот особый период между Рождеством и Богоявлением исчезает граница между временным миром и загробным. Эту народную традицию описал основоположник романтизма в русской поэзии Василий Жуковский в своей знаменитой поэме «Светлана»: «Однажды в канун Рождества девушки пытались погадать: сняв с ноги туфельку, они бросали ее за ворота…».

Что нельзя делать на празднике

Праздник Крещения Господня — одна из 12 самых важных дат в церковном календаре. Их также называют двенадцатью великими праздниками. В такие дни верующие должны посещать храм или хотя бы молиться дома. Некоторые люди считают, что в такой праздник нельзя работать. Однако это не так. По словам священников, разрешается заботиться о неотложных домашних и профессиональных делах. Самое главное — уделять время и силы молитве, посещению церкви, изучению событий Евангелия и Крещения Христа.

Женщина во время купания на Крещение в селе Перевальное, Симферопольский район, Республика Крым - РИА Новости, 1920, 14.01.2021
Женщина принимает участие в крещении в селе Перевальное Симферопольского района, Крым

Кроме того, священники подчеркивают, что на Богоявление запрещено гадать — это грех. Этот обычай, хотя и популярный, совсем не христианский.

Гадание на Богоявление

С этим праздником связано множество гадательных поверий. Например, считается, что в этот день освящаются все водоемы, а морская вода на короткое время становится свежей. Священники, однако, отрицают это, и в Уставе Церкви об этом ничего не сказано. Погода в этот день использовалась для определения того, какой она будет в течение всего года. Считалось, например, что если ночь перед праздником была веселой и морозной, то лето будет сухим и жарким, а если холодной и пасмурной, то урожай будет хорошим. Если снега нет совсем, ожидайте голода. Если ночью можно увидеть звезды, то осенью будет много грибов. Если день солнечный — будет лето.

Поздравление с праздниками

Для праздничных поздравлений не существует специальных слов. Духовенство и миряне обычно говорят друг другу просто: «С Крещением Господним!» или «С Богоявлением!».

Подготовка купален в Новосибирске к Крещению - РИА Новости, 1920, 14.01.2021
Подготовка купели для крещения в Новосибирске

Однако с развитием современных технологий, чтобы разделить радость праздников, верующие все чаще размещают в социальных сетях или отправляют друг другу мгновенные сообщения, чтобы поздравить друг друга на языке художественной литературы, часто в стихах: «Приближается праздник Богоявления, пусть вы всегда будете счастливы, никогда не грустите и всегда веселитесь! «В этот благословенный день Богоявления желаю, чтобы Господь послал вам свои благословения на долгие годы и защитил вас от всех бед!». «Поздравляю вас с праздником Богоявления и желаю, чтобы Бог хранил вашу семью от всех бед и невзгод, чтобы ваш путь был добрым и ясным, а сердце — любящим и открытым для счастья. Пусть в вашу дверь стучатся только желанные гости и хорошие новости!». Или: «С Крещением Господним! Пусть в этот день Господь Бог явит вам Свою милость и простит все ваши грехи. Пусть вы обновитесь, омолодитесь и обретете счастье, мир и комфорт.Купание в праздник Богоявления - РИА Новости, 1920, 18.01.2018

Праздники 19 января полный список

В России и мире в этот день отмечается 12 праздников, в том числе 1 церковный праздник по православному календарю. Вот как выглядит полный список праздничных дней на 19 января 2023 года:

  • Богоявление
  • День апельсиновых сказок
  • День жестяных банок
  • День оценки вооружений
  • День патологоанатома
  • День попкорна
  • День рождения Роберта Э. Ли
  • День рождения Ульяновской области
  • День парамедика
  • Девятнадцатый день месяца султан
  • Тимкет
  • Turiec

Праздник девятнадцатого дня месяца Султан

Монотеистическая вера Бахаи, быстро возникшая в середине XIX века, в рекордно короткие сроки прошла путь от небольшой секты шиитов до независимой мировой религии. Такая молодая идеология, идущая из самого сердца исламской цивилизации и культуры, проповедует очень широкое и научное мировоззрение, основанное на принципах гуманизма и гармонии между людьми не только в самом Иране, но и по всей планете. Уже более 5 миллионов последователей стали приверженцами Бахаи в 75% существующих сегодня государств.

Как и большинство религий, бахаи имеют собственный календарь со знаменательными датами, введенный и разработанный Сейидом Али-Мухаммадом (Посланником Бога, известным как Баб). Согласно его системе летоисчисления, в году 19 отдельных месяцев, в каждом месяце 19 дней. Он дал месяцам имена, синонимичные атрибутам великого Бога: Азамат (величие), Камал (совершенство), Кудрат (мощь), Иззат (сила).

Turites

Древние славянские мифы считаются источником культуры, религиозных основ, обычаев и рассказов о наших непосредственных предках. Некоторые из них безвозвратно утеряны, так как до нашего времени дошло совсем немного авторитетных источников, которые могли бы достоверно описать верования восточных славян. Тем не менее, информация, передаваемая из поколения в поколение в сказках и мифах, позволяет нам узнать основные принципы русской жизни.

Одним из важнейших первобытных праздников наших предков была Турытка, или праздник Яр-тура, отмечавшийся 6 января (сейчас — 19 января). Эта дата была посвящена памяти Тура, великого наследника и сына Макоши (главной славянской богини) и Велеса (так называемого правителя Яви, Нави и Прави — трех миров). Богиня обладала огромной, непокорной силой, унаследованной от Перуна-громовержца, поэтому его изображали с головой разъяренного быка.

День патологоанатома

Медицинский анекдот о Святом годе:

— Мой друг работает патологоанатомом. Он угрюмый и необщительный.

— Даже его глаза делают это — морг-морг-морг.

День рождения Ульяновской области в России

Праздники в России

День работника спасательной службы в Беларуси

День работника спасательной службы в Беларуси

День работников спасательных служб в Беларуси ©Белогорье

В настоящее время в структуре МЧС существует 17 специальных служб: пожарно-спасательная, химической и радиационной безопасности, инженерно-технических работ, водолазная, медико-спасательная, взрывотехническая, авиационная, поисково-спасательная, парашютно-десантная, понтонно-спасательная, спасательная с собаками и другие.

АНЕКДОТ О ПРАЗДНИКЕ:

— Алло, это Министерство по чрезвычайным ситуациям?

— Да, что случилось?

— Мой муж застрял в холодильнике, вытащите его оттуда, пока он не съел все, что там есть.

День апельсиновой феи

Необычный

Международная неделя безопасности на снегоходах

Международный

Национальный день попкорна

Отдых в США Гастрономия

Попкорн — это продукт, состоящий из зерен кукурузы, которые разрушаются под воздействием тепла. Обычно его подают соленым или сладким. Попкорн изготавливается уже тысячи лет древними коренными американцами, которые обнаружили сорт кукурузы, способный вздуваться под воздействием тепла.

Национальный день консервной банки в США

Необычные праздники в США

Хотя о банке и ее истории можно найти много информации, нам не удалось установить, кто является создателем этого особого дня и когда он появился. Похоже, что этот день был особенным в течение долгого времени.

Национальный день ценообразования на оружие в США

Праздники в США

Национальный день почитания оружия в США © pixabay.com

В это воскресенье, 19 января 2020 года, отмечается Национальный день признательности за оружие. С 2013 года он отмечается ежегодно 19 января.

День отдыха после карнавала на Бонайре

Национальный

Тимкет, крещение в Эфиопии

Церковь

Тимкат — это праздник Богоявления в Теведо. Он отмечается 19 января, что соответствует 10-му дню терра по эфиопскому календарю. Тимкат отмечает праздник крещения Иисуса в реке Иордан.

Хроники и исторические события 19 января:

  • В результате операции «Буря в пустыне» в Персидский залив попадает 816 000 тонн нефти.
  • День отдыха после Карнавала — Бонайре
  • Композитор Игнаций Падеревский во главе польского правительства
  • Президент США Эйзенхауэр проводит первую в мире телевизионную пресс-конференцию
  • Закладка первого камня в основание мемориала Герцена и Огарева
  • Битлз» сенсационно выступают в лондонском театре «Палладиум».
  • 1825 Изобретена запатентованная в США банка для хранения продуктов.

1652 годПосольство украинских казаков отправилось из Чигирина в Москву для заключения союза с Россией.1655 годУкраинские казаки разбили польскую армию.1825 годЭзра Деггетт и его племянник Томас Кенсетт из Нью-Йорка запатентовали способ консервирования лосося, устриц и омаров.1903 год. Объявляется первая гонка Тур де Франс, самого престижного и популярного современного спортивного соревнования.1906 Выходит первый номер первого украинского сатирического журнала «Шерченеш».1907 В журнале «Variety» появляются первые рецензии на фильмы.1915 В Париже запатентована рекламная неоновая вывеска.1922 В Москве проходит вечер «Очищение современной поэзии». Стихи читал Владимир Маяковский, который предложил «очистить» от современной поэзии поэтов, обходящих в своей поэзии современность.1938 годАмериканская компания General Motors первой в мире начала серийное производство дизельных двигателей.1946 год 1955 Президент Дуайт Д. Эйзенхауэр разрешает снимать первую телевизионную пресс-конференцию.1963 Первое телевизионное выступление группы «Битлз».1966 Индира Ганди становится третьим премьер-министром Индии.1978 Последний Volkswagen Beetle выпускается в Германии.

День именин 19 января

Праздник в этот день: Генрих

Женский

Женское имя не указано 19 января

Мужское начало

Иван, Джон

Родился 19 января

Светлана Хоркина

(родился 19 января 1979 года)

Российская гимнастка, двукратная олимпийская чемпионка, общественный деятель

Перес де Куэльяр

(19 января 1920 — 4 марта 2020)

Перуанский дипломат, 5-й Генеральный секретарь ООН (1982-1991).

Михаил Исаковский

(19 января 1900 — 20 июля 1973)

советский поэт

Джеймс Уатт

(19 января 1736 — 19 августа 1819)

Шотландский ученый, изобретатель парового двигателя

Огюст Конт

(19 января 1798 — 5 сентября 1857)

Французский философ и социолог

Эдгар По

(19 января 1809 — 7 октября 1849)

Американский поэт, писатель, критик

Поль Сезанн

(19 января 1839 — 22 октября 1906)

Французский художник-постимпрессионист

Валентин Серов

(19 января 1865 — 5 декабря 1911)

Русский живописец, классик мировой живописи

Умер 19 января

Николай Панин-Коломенкин

(8 января 1872 — 19 января 1956)

Российский и советский спортсмен и тренер, первый российский олимпийский чемпион

Николай Рубцов

(3 января 1936 — 19 января 1971)

советский поэт

Станислав Маркелов

(20 мая 1974 — 19 января 2009)

Российский адвокат, правозащитник

Евгений Мравинский

(4 июня 1903 — 19 января 1988)

Советский дирижер, народный артист СССР.

Владимир Серов

(21 июля 1910 — 19 января 1968)

Советский живописец, график и педагог, народный художник СССР.

Эстебан Хосе Эчеверрия

(2 сентября 1805 — 19 января 1851)

Аргентинский поэт, писатель и общественный деятель

Хеди Ламарр

(9 ноября 1914 — 19 января 2000)

Австрийская и американская киноактриса и изобретательница

Анастасия Бабурова

(30 ноября 1983 — 19 января 2009)

российский журналист

19 января примета

  1. Если день теплый — хлеб будет темным, то есть густым; холодный, яркий — лето будет сухим; пасмурный и снежный — жди обильного урожая.
  2. Звезды светят интенсивно — мороз набирает силу.
  3. В метель на Богоявление — на святую метель.
  4. В полдень синие облака — к урожаю, ясная и прохладная погода — к сухому лету.
  5. Если на Богоявление погода безоблачная и морозная, то лето будет сухим.
  6. Оттепель на Крещение означает отсутствие морозов до конца зимы.
  7. Облачная погода и снегопад — к хорошему лету.
  8. Если на Рождество выпадет снег, то в будущем году будет хороший урожай, а у пчел будет много роев.
  9. Бодрая и хорошая погода в этот день предвещает засуху и неурожай гороха; пасмурная и снежная — обильный урожай, особенно гречихи; вьюга — пчелы будут хорошо роиться.
  10. Если небо везде пасмурное, то родится любой хлеб, но если оно только на восточной стороне, то хороший урожай даст рожь; на западной — овес; на южной — просо; на северной — гречиха.
  11. На Богоявление хлопья снега и метели означают хороший урожай, а светлый день — плохой урожай.
  12. Если ночь будет звездной, горох и ягоды дадут урожай.
  13. На Богоявление, если много звезд, будет много красных ягод и черники.
  14. Если в этот день прорубь будет полной — реки разливаются.
  15. Если в этот день будет метель, то она будет в Утреню.
  16. Если на Богоявление собаки много лают, значит, будет много дичи.
  17. Если под окном стрекочет бычок, это означает, что погода будет теплой.
  18. Белый огонь в плите предвещает оттепель.
  19. Если на Богоявление мороз сильнее, чем на Рождество, то год будет хорошим.
  20. Если на Богоявление выпадет снег, то появится хлеб.
  21. Если это метель, то снег выпадет через три месяца.
  22. Метель на Богоявление означает хороший рой пчел.
  23. Если пойдут за водой, но будет туман — хлеб в изобилии.
  24. Крещенское полнолуние — к большому потопу.
  25. Дуй или не дуй, но это не Рождество, а день Рождества.
  26. В полдень небо покрыто голубыми облаками — хороший урожай.
  27. Метель в этот день — впереди 3 месяца снегопадов.
  28. Облачная погода: уборка зерновых.
  29. Сильный ветер: пчелы будут хорошо роиться.
  30. Безоблачная погода: сухой и неурожайный год.
  31. Много воды в проломе — до высокой воды.
  32. В ночь крещения Христа небеса разверзаются. То, о чем вы молитесь Господу, скоро исполнится.
  33. Купание в ледяной проруби (Иордане) в праздник Богоявления — очищение от грехов и болезней на весь год.
  34. Если девушка встретит молодого человека первой в утро Крещения, то она выйдет замуж в том же году. Если она стара, то останется девственницей еще на год.
  35. В ночь на Богоявление по всей земле вспыхивают серебряные источники, и вся вода, кроме стоячей (в лужах и прудах), становится святой. Она обладает чудодейственной силой: ею можно исцелять больных, снимать сглаз, посыпать ею дом в качестве талисмана, а также просто пить ее, чтобы жизнь была хорошей.
  36. Если вино разбавить крещенской водой, полученной из трех источников, то такое вино считается мощным эликсиром.
  37. Креститься в праздник Богоявления означает долгую и счастливую жизнь.
  38. Заниматься в этот день любовью в браке — к счастью в семейной жизни.
  39. Окропление скота в день крещения для размножения.
  40. В этот день случаются самые сильные в году Крещенские морозы. Позже морозы спали, и солнце медленно, но неумолимо приближало весну.
Оцените статью
Блог про праздники мира